- Когда вы вернулись? - Я почувствовала, что мне хочется спросить его об этом, когда я вспомнила последний разговор между Кастанедой и сестричками в самом конце книги "Второе кольцо Силы". - Вы вернулись сразу же, как вас просила об этом Горда? - спросила я.

- Нет, я не вернулся сразу же, но я вернулся, - смеясь, ответил он. Я вернулся, чтобы выполнить до конца задание, от которого не могу отказаться. Группа состоит из 14 человек. Хотя основное ядро составляют 8 или 9 человек, все они необходимы для выполнения тех задач, которые возложены на каждого. Если каждый из них будет достаточно безупречен, то можно помочь очень многим людям.

- Восемь - это магическое число, - сказал он. Также он утверждает, что тольтек не может добиться свободы в одиночку, а уходит вместе с основным ядром. Необходимо также, чтобы кто-то остался, для того, чтобы поддерживать традицию живой. Группа не обязательно должна быть большой, но каждый из тех, кто в ней состоит, необходим для выполнения главной задачи. Ла Горда и я ответственны за достижение цели. Ну, на самом деле ответственен я, но она много мне помогает, - объяснил Кастанеда.

Позже он рассказал нам о членах своей группы, о которых мы знали из его книг.

Он сказал нам, что дон Хуан был индейцем Яки из штата Сонора, Паблито был индейцем племени Михтеко, Нестор был Масатеком (из Масатлана, провинции Синалеа), и Бениньо был из племени Цоцилей.

Он особо подчеркнул, что Хосефина была мексиканкой, а не индеанкой, и что один из ее дедушек был французом. Ла Горда, так же как Дон Хенаро и Нестор, была из племени Масатек.

- Когда я впервые встретил Ла Горду, она была необъятной толстухой, которую жизнь довела почти до животного состояния, - сказал он. - Те, кто знаком с ней теперь, не могут даже представить, что она та же, что и раньше.

Мы хотели узнать, на каком языке он разговаривает с людьми из своей группы, и на каком языке они чаще всего разговаривают между собой. Я напомнила ему, что в некоторых его книгах есть ссылки на некоторые индейские языки.

- Мы разговариваем между собой по-испански, - сказал он. - Кроме того, Хосефина и женщина-тольтек не индеанки. Я очень плохо говорю по индейски, разве что могу сказать отдельные фразы, вроде приветствий и других выражений. Я знаю слишком мало, чтобы поддерживать разговор.

- Я воспользовалась паузой в разговоре и спросила его, доступна ли та задача, которую они выполняют всем людям, или с ней имеют дело только избранные. Уместно ли учение тольтеков, и имеет ли ценность опыт его группы для всего человечества?

Кастанеда объяснил нам, что каждый из членов группы выполняет свою особую задачу, как в районе Юкатана, так и в других районах Мексики.

Когда кто-либо выполняет задание, он многому учится, открывает для себя много вещей, применимых к ситуациям повседневной жизни. Например, Хенарос играют в музыкальной группе, с которой они гастролируют вдоль границы. Вы понимаете, что они видят очень много людей и со многими общаются. Всегда есть возможность передать знание. Всегда можно помочь одним словом, одним небольшим намеком, каждый, кто честно выполняет свою задачу, делает это. Все люди могут учиться. У каждого есть возможность стать воином. Каждый может принять решение стать воином. Единственное, что для этого нужно - это непоколебимо желать этого.

Можно сказать, что нужно иметь непоколебимое желание быть свободным. Это не просто. Мы постоянно ищем оправданий и пытаемся избежать свободы. Разуму это удается, но тело чувствует все, тело учится быстро и легко, - сказал он. - Тольтек не может тратить свою энергию на глупости, - продолжал он.

Я был одним из тех, кто не может жить без друзей. Я даже в кино не мог пойти один. Дон Хуан однажды сказал ему, что он должен расстаться со всеми кого он знает, и в частности с теми друзьями, с которыми у него теперь не может быть ничего общего. Долгое время он никак не мог согласиться с этим, пока, наконец, не реализовал это на практике.

Однажды, вернувшись в Лос-Анджелес, я остановился за квартал до своего дома и позвонил. В этот день, как обычно, в моем доме было полно народу. Я попросил одного из моих друзей набрать в сумку некоторые вещи и принести их мне. Также я сказал им, что остальные вещи - пластинки, книги и другие вещи, они могут взять себе. Конечно, мои друзья мне не поверили и взяли все как бы взаймы, - пояснил Кастанеда.

Расставание со своей библиотекой и пластинками - это разрыв со своим прошлым, целым миром идей и эмоций. - Мои друзья решили, что я сошел с ума, и надеялись, что однажды мое безумие окончится и я "вернусь". Через двенадцать лет Кастанеда снова встретился с ними. Он нашел сначала одного из своих старых друзей, и через него вышел на остальных.

Они встретились все вместе, чтобы вместе поужинать. Они очень хорошо провели этот день, много съели и много выпили. Снова оказаться рядом с ними спустя много лет было способом высказать мою благодарность за их дружбу, которую они мне предлагали раньше, - сказал Кастанеда. - Теперь они все взрослые, у них у всех семьи, дети... Но я должен был обязательно поблагодарить их. Только так я мог окончательно расстаться с ними и закончить эту стадию моей жизни.

Возможно, друзья Кастанеды не поняли того, что он сделал, но то, что он хотел их поблагодарить, было просто замечательно. Кастанеда не притворялся, а искренне поблагодарил их за дружбу и, сделав это, внутренне освободился от своего прошлого. Затем мы стали говорить про любовь, про то, что часто имеют в виду под этим словом.

Он рассказал нам несколько анекдотов из жизни своего дедушки-итальянца и о своем отце - "таком типичном Богемце". - О, любовь, любовь! - повторил он несколько раз. Все его комментарии развенчивали те представления о любви, которые обычно так распространены.

Я дорого заплатил за то, чему научился. Я тоже томился от любви. Дону Хуану пришлось изрядно потрудиться, чтобы дать мне понять, что нужно разорвать некоторые связи. Я расстался со своей девушкой следующим образом. Я пригласил ее пообедать со мной в ресторане. Во время обеда произошло то же, что и всегда, она стала кричать на меня и всячески меня оскорблять. Я воспользовался случаем и под тем предлогом, что мне нужно что-то взять в машине, ушел и не вернулся. Перед тем как уйти, я спросил ее, есть ли у нее деньги, я хотел убедиться, что она сможет расплатиться и вернуться домой на такси. С тех пор я ее не видел. Вы можете мне не верить, но тольтеки очень аскетичны.

Не подвергая его слова сомнению, я, тем не менее, сказала, что если судить об этом по книге "Второе кольцо силы", то это вовсе не очевидно.

- Более того, - сказала я. - Я считаю, что в ваших книгах многие сцены и взаимоотношения вызывают смущение.

- Как, по-вашему, я могу выразиться яснее? - спросил он меня.

- Я не мог сказать, что взаимоотношения между нами были безупречны, потому что никто бы не только не поверил мне, но и не понял бы, что я имею в виду.

Кастанеда считает, что мы живем в "обанкротившемся" обществе. То, о чем мы разговаривали в этот вечер, большинство не понимает. Поэтому Кастанеде приходится прислушиваться к просьбам издателей, которые, в свою очередь стараются следовать вкусам своих читателей.

- Людей интересуют другие вещи, - продолжал Кастанеда. - Однажды, например, я зашел в книжный магазин в Лос-Анджелесе и стал листать журналы, лежащие в углу. Я обнаружил в них большое число фотографий с обнаженными женщинами... и мужчинами. Я даже не знаю что сказать.

На одной из фотографий был мужчина, который натягивал провода, стоя на лестнице. На нем был надет защитный шлем и пояс с инструментами, больше на нем ничего не было. Ужас! Такие вещи просто не должны существовать! Женщины прекрасны... но мужчины! У женщин есть соответствующий опыт в такого рода вещах. Такая роль не оставляет ни малейшей возможности к импровизации.

- В первый раз я слышу, что поведение женщин не допускает импровизации, для меня это что-то совсем новое, - сказала я.

Кастанеда объяснил нам, что тольтеки считают секс огромной тратой энергии, которая необходима для других целей. С этой точки зрения становятся понятными его утверждения об аскетических отношениях между членами группы.

- С мирской точки зрения, жизнь которой живет группа и взаимоотношения между ее членами - это что-то неслыханное и неприемлемое.

Я тоже никак не мог в это поверить. У меня ушло много времени на то, чтобы все это понять, но, в конце концов, я согласился с этим, - сказал Кастанеда.

Кастанеда уже говорил нам до этого, что человек, у которого появляются дети, теряет особую остроту. Это происходит потому, что "острота" - это особая сила, которую дети забирают у своих родителей, просто родившись на свет. Эта пустота, которая образуется в человеке, должна быть заполнена или восстановлена.

Необходимо восстановить ту силу, которую вы потеряли. Он также дал нам понять, что длительные сексуальные взаимоотношения партнеров приводят к энергетическому истощению. При взаимоотношениях всплывает разница между партнерами, это приводит к тому, что некоторые качества партнера отвергаются.

Поэтому, когда рождается ребенок, каждый партнер инстинктивно выбирает для него то, что ему больше нравится у другого, но нет никакой гарантии, что выбор будет действительно правильным. С точки зрения рождения ребенка лучше случайность, - считает Кастанеда.

Он попытался объяснить нам это еще более подробно, но снова предупредил, что ему самому многое в этом не понятно. Кастанеда описал нам группу людей, образ жизни которых для любого среднего человека показался бы крайностью.

Нас очень интересовало происхождение этого знания.

- Какова главная цель тольтеков? Какую цель преследуете лично вы?- спросили мы его, нам было интересно почувствовать здравый смысл в том, что он говорит.

- Цель состоит в том, чтобы покинуть этот мир, взяв с собой то, чем вы являетесь и не взять с собой ничего большего, чем то, чем вы являетесь. Вопрос не в том, чтобы взять что-либо или оставить что-либо. Дон Хуан полностью покинул этот мир. Он не умер, потому что тольтеки не умирают.

- В книге "Второе кольцо силы" Ла Горда объясняет Кастанеде деление мира на две части "тональ" и "нагуаль".

Воин достигает сферы второго внимания в тот момент, когда он "сметает все с поверхности стола". Второе внимание объединяет два внимания в одно целое, и это единство называется целостностью самого себя. В той же книге Ла Горда говорит Кастанеде - "когда маги учатся "сновидеть", то они сливают воедино оба своих внимания, нет необходимости в том, чтобы отдавать предпочтение одному из них... маги не умирают..."

Я не говорю, что мы не умрем, мы ничто, мы глупцы, мы простофили, мы ни здесь, ни там. У магов же внимания слиты настолько тесно, что, возможно, они никогда не умрут.

Согласно Кастанеде, точка зрения, что мы свободны - это иллюзия и абсурд. Он постарался объяснить нам, что наше обычное восприятие нас обманывает и дает нам увидеть только часть того, что происходит на самом деле.

- Обычное восприятие не позволяет нам видеть правду. Должно быть что-то большее, чем просто гулять по Земле, есть и размножаться, - сказал Кастанеда.

-Что означает все то, что нас сейчас окружает? - спросил он нас.

Я поняла его слова, как намек на всеобщую бесчувственность и скуку повседневной жизни.

Наши обычные ощущения представляют собой некоторое соглашение, к которому мы приходим в ходе длительного процесса обучения, который заставляет нас поверить, что обычное восприятие - это единственная правда.

- Искусство мага состоит в том, чтобы научиться обнаруживать и разрушать эти стереотипы восприятия, - сказал он.

Кастанеда считает, что Эдмунд Гуссерль был первым западным ученым, который понял, что существует возможность "откладывания суждений". В своей книге "Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии" (1913) Гуссерль изучает вопросы "феноменологической редукции". Феноменологический метод дает представление о тех элементах, которые поддерживают наше обычное восприятие.

Кастанеда считает, что феноменология дала ему хорошее теоретическое и методологическое обрамление для восприятия учения дона Хуана. В феноменологии, акт познания зависит не от восприятия, а от намерения воспринимающего. Восприятие всегда меняется в зависимости от истории или от приобретенных знаний субъекта и всегда входит в определенное русло.

"К самим предметам!" - так звучит главное правило феноменологического метода.

- Задача дона Хуана по отношению ко мне, состояла в том, чтобы мало-помалу разрушить мои предрассудки восприятия, достигнув тем самым полного разрыва. Феноменология откладывает в сторону "суждения" и ограничивает все простым актом намерения. - Так, например, я создаю такой объект как дом. Влияние феноменологии при этом минимально.

"Намерение" - это то, что трансформирует мое отношение в нечто совершенно конкретное и исключительное.

Кастанеда считает, что феноменология, бесспорно, имеет малую методологическую ценность. Гуссерль не смог превзойти уровень теории, и как следствие этого мало соприкасался с людьми в своей повседневной жизни. Кастанеда считает, что в настоящее время большинство людей на Западе являются людьми политики. "Человек политики" представляет собой нашу цивилизацию в миниатюре.

- Учение дона Хуана открывает дверь для более интересного человека, человека, который все еще живет в магическом мире вселенной. Размышляя позже над его определением "человека политики", я вспомнила книгу Эдуарда Шпрангера "Формы жизни", в которой он говорит, что жизнь "человека политики" состоит из взаимоотношений, основанных на силе и соперничестве.

Человек политики - это человек власти, чья сила держит под своим контролем столько конкретной реальности, сколько живых существ ее населяет. С другой стороны мир дона Хуана - это магический мир, населенный сущностями и силами.

[страница 2/7]
Hosted by uCoz