Они пытаются поймать его в течение многих лет. Они даже воссоздавали его облик по воспоминаниям его бывших коллег и сомнительных знакомых, в результате этого получился совершенно абсурдный портрет. В семидесятых появилось фото в журнале "Тайм" (на нем были видны только глаза), когда в журнале узнали, что на фотографии был другой человек, то они очень рассердились.
В свое время ходили слухи о смерти Пола Маккартни. Про Карлоса Кастанеду говорили, что на самом деле он - это Маргарет Мид.
Его агенты и юристы все своё время тратят на то, чтобы оградить его от натиска корреспондентов и сумасшедших, спиритуалистов, представителей движения Нью Эйдж, художников, желающих адаптировать его работы, известных и неизвестных, с его разрешения и без него, а также фальшивых Карлосов, которые проводят поддельные семинары. За эти тридцать лет еще никто не установил цену за его голову. Его не интересуют гуру и гуруизм, не будет никаких Бентли-турбо, не будет ранчо, полного фанатичных приверженцев в тюрбанах, ни специального издания журнала Vogue, посвященного специальному гостю. Не будет ни института Кастанеды, ни Центра по изучению магии, ни Академии Сновидений и Грибов или Тантрического секса. Не будет биографий и не будет скандалов. Когда Кастанеда приглашает на лекции, то он не берет платы, и даже предлагает сам оплатить свои дорожные расходы. Обычно плата за лекцию составляет несколько долларов, для того, чтобы окупить аренду помещения. Все что он просит - это полного внимания.
- Свобода свободна, - говорит он. Ее нельзя купить или понять. В своих книгах я хотел показать вам возможность выбора - наше сознание может быть средством транспортировки или движения. Я не был слишком убедительным, они до сих пор считают, что я пишу новеллы. Если бы я был высоким и красивым, то все было бы иначе - они слушали бы большого дядю. Люди говорят мне, что я лгу. Как я могу лгать? Лгать можно с какой-то целью, чтобы манипулировать кем-то. Мне ни от кого ничего не нужно - - только согласие. Хорошо если бы все согласились, что есть другие миры, доступные для нашего восприятия, кроме нашего. Если бы все были согласны, что возможно вырастить крылья, то тогда можно было бы летать. Когда возникает согласие, это создаст необходимую массу и тогда станет возможно движение вперед.
Кастанеда и его сторонники радикально относятся к использованию энергии, они совершили, пожалуй, единственную стоящую революцию нашего времени - ведь речь идет о трансформации биологического императива в эволюционный, то есть речь идет об эволюции человека. В то время как социальный порядок повелевает и предписывает всем обзаводиться потомством, маги, которых можно назвать энергетическими пиратами, предпочитают нечто менее земное. Их поразительное намерение выражается в том, что они стремятся покинуть Землю так, как двадцать лет назад это сделал дон Хуан: как чистая энергия, сохранившая свое осознание. Маги называют это абстрактным полетом.
КРИТИЧЕСКАЯ МАССА
В течение целой недели я встречался с Кастанедой и "ведьмами" в ресторанах, отелях и на тенистых аллеях. Они привлекательны и выглядят очень молодо. Женщины одеты скромно, но с некоторым шиком. Но в толпе их не заметить, в этом то и все дело.
Сидя в кафе, я перелистывал журнал Нью Йоркер. Как бы мы не сражались, так или иначе, однажды мы становимся такими же как мои родители. Вместо того чтобы с этим спорить, попробуйте наш изысканный ликер.
Дон Хуан смеялся бы над этим в своей могиле или вне ее, подумал я, мне в голову тут же пришел целый ряд вопросов, - Где он сейчас? Там же откуда пришла Кэрол Тиггс? Если это так, то может быть старый нагваль тоже может вернуться? В книге "Огонь изнутри" Кастанеда пишет что в 1973 году дон Хуан и его группа воинов из четырнадцати человек ушли в сферу второго внимания. Что такое второе внимание? Все это казалось мне понятным, пока я читал книгу. Я посмотрел свои записи и нашел на полях страницы надпись "второе внимание = повышенное осознание", но это мне не помогло. Я обеспокоено перелистывал "Силу Безмолвия", "Дар Орла", "Путешествие в Икстлан". Везде в них было много вещей, которые я не мог понять, хотя основные идеи были изложены вполне разборчиво.
Мне не удалось достигнуть 101 уровня магии.
Я заказал себе кофе Каппучино и стал ждать. Я позволил своему сознанию плавать свободно. Я подумал о Доннер-Грау и японских обезьянах. Когда я разговаривал с ней по телефону для того, чтобы договориться об интервью, то в разговоре она упомянула Имо. Каждый студент антрополог знает Имо - знаменитую макаку. Однажды Имо случайно вымыла в воде помидор перед тем как его съесть, и через некоторое время все макаки на этом острове стали поступать так же. Антропологи называют это "культурным" поведением, но Доннер-Грау говорит, что это прекрасный пример проявления критической массы - в данном случае оно относится к поведению обезьян.
Появился Кастанеда. Он широко улыбнулся, пожал мою руку и сел. Я уже было собрался рассказать ему об обезьянах, как он вдруг зарыдал. Его лоб покрылся морщинами, все его тело содрогалось от рыданий. Скоро он начал почти задыхаться, словно рыба, выпрыгнувшая из воды. Его нижняя губа дрожала. Он протянул ко мне дрожащую руку, словно собирался попросить милостыню.
- Пожалуйста, - он напряг все мышцы лица, для того чтобы словно выплюнуть это слово. - Пожалуйста, любите меня! - И снова зарыдал, слезы лились из него словно из водонапорного крана, на моих глазах он превратился в какое-то устройство по производству слез. - Вот мы какие на самом деле - обезьяны с фальшивой судьбой. Слабые, целиком сделанные из привычек. Мастурбаторы. Бессознательным обезьянам не хватает энергии на то, чтобы увидеть хоть что-нибудь - так уж устроены наши звериные мозги. Мы не можем воспользоваться удобным случаем, нашим "кубическим сантиметром шанса". Как мы можем это сделать? Мы слишком заняты, держась за мамину руку, думая о том какие мы замечательные, какие мы чувствительные, какие мы уникальные. Сценарии нашей жизни уже написаны другими, сказал он зловеще улыбаясь. - Мы знаем об этом, но мы ничуть этим не обеспокоены. Да пошло оно все! - говорим мы. Мы законченные циники. Bono! Carajo! Вот так мы и живем. В канаве полной теплого дерьма. - Что они сделали с нами? - обычно говорил дон Хуан. Однажды он спросил меня, - Как глубоко они засунули морковь? - Что ты имеешь в виду? - спросил его я. - Морковь, которую они засунули тебе в задницу. - Я был ужасно оскорблен, как он мог мне такое сказать! Тогда он сказал, - Скажи спасибо, что они еще не приделали к ней ручку. - Но если у нас есть выбор, то почему тогда мы все еще остаемся в этой канаве?
Там очень тепло. Мы не хотим покидать ее, мы не любим говорить до свидания. И мы обеспокоены двадцать шесть часов в день. И как вы думаете, о чем же это мы беспокоимся? - Он улыбнулся словно Чеширский кот. - О самих себе! Как насчет меня? Что со мной случится? Эгомания, такая угрожающая, но такая привлекательная.
Я сказал ему, что его взгляды кажутся мне слишком суровыми, и он засмеялся. - Да, - сказал он смешным тоном судьи. - Кастанеда - это неприятный и безумный старикан. - Его карикатуры были просто замечательными, они попадали точно в цель.
- Жадная обезьяна просовывает руку сквозь решетку, для того, чтобы схватить яблоко, и потом она не может его отпустить. По этому поводу проводились даже специальные исследования. Рука будет цепляться за яблоко, даже если ее отрубить, мы умираем, вцепившись мёртвой хваткой в наши привычки. Но почему все выглядит именно так? Неужели все именно так, как считает мисс Пигги Ли? Этого не может быть, это слишком пугающе. Мы должны научиться тому, как нам выбросить это из головы. Мы собираем воспоминания и составляем из них книги, мы храним обрывки билетов на бродвейские шоу десятилетней давности. Мы умираем, держа в руках наши сувениры. Быть магом, означает иметь достаточно энергии, любопытства и смелости, для того, чтобы проникнуть в неизвестное, нужно как следует подготовится. Мы должны увидеть, что мы - это существа, которые должны умереть. Как только вы принимаете это - мир становится для вас открытым. Но у вас должны быть стальные нервы для того, чтобы вы могли этим воспользоваться.
ПРИРОДНОЕ СВОЙСТВО ЧУВСТВУЮЩЕГО СУЩЕСТВА
Когда вы говорите "дерево", или "гора", или "Белый дом", то вы одним словом выражаете целую вселенную, состоящую из множества деталей - это магия. Видите ли в чем дело, мы - визуальные существа. Вы можете лизнуть Белый дом, понюхать его, дотронуться до него и это ничего вам не даст. Но достаточно одного взгляда, и вы знаете все что нужно - это колыбель демократии. Вам даже не нужно больше смотреть, вы уже и так видите Клинтона внутри него, а также Никсона, который молится, стоя на коленях. Наш мир словно склеен из деталей, словно состоит из потока истолкований - мы ничего не воспринимаем, мы только интерпретируем. И наша система интерпретации делает нас ленивыми и циничными. Мы предпочитаем говорить так, - Кастанеда врет. Его выбор восприятия - это не для меня. - А что тогда для вас? Что реально? Это ужасный дерьмовый бессмысленный ежедневный мир? Разве отчаяние и старость - это реальные вещи? Это заблуждение, что этот мир "окончателен" и "дан" нам. С давней поры мы - это "часть общества". В тот день, когда мы научились стенографировать свои интерпретации, мир сказал нам "Добро пожаловать". Добро пожаловать куда? В тюрьму. Добро пожаловать в ад. Что если окажется, что Кастанеда ничего не сочинил? Если это действительно так, то вы находитесь сейчас в просто ужасной ситуации.
Система интерпретаций может быть прервана, она не окончательна. Есть миры, которые находятся вне нашего мира, и они столь же реальны как и этот мир. В этой стене находится целый мир. Эта комната - это целая вселенная различных деталей. Люди, страдающие аутизмом, поглощены деталями, они водят пальцем по трещине, пока палец не начнет кровоточить. Мы пойманы в комнате повседневной жизни, есть возможность увидеть другие миры, настолько же реальные как и эта комната, миры в которых вы можете жить или умирать. Маги делают это - и это не может не вызывать восхищение! Думать, что этот мир - это единственно возможный мир, значит проявлять высокомерие. Почему бы не открыть дверь в другую комнату? Ведь это природная способность чувствующего существа. Пришло время иначе все интерпретировать и истолковывать. Отправляйтесь туда, где нет знания априори. Не выбрасывайте свою старую систему интерпретаций - используйте ее с девяти утра до пяти вечера. А после пяти? После пяти - время магов.
NO SE NABLA ESPANOLQUI (здесь по-испански не разговаривают)
Что он имел в виду, когда говорил "время магов"? Их книги - это тщательно детализированное описание неизвестного, хотя ирония заключается в том, что не существует подходящих слов для того, чтобы выразить их опыт. Это не просто слова - это тот излишек энергии, который воспринимается телом. Когда бы Кастанеда не уезжал в Лос-Анджелес, дон Хуан всегда говорил ему, что он знает на что годен его ученик. Он говорил, что может составить список, может быть даже большой список, но все равно в нем окажутся все возможные мысли и поступки Кастанеды. Кастанеда не мог сделать того же по отношению к своему учителю. Между ними не было ничего общего. То, что делал во втором внимании этот индеец можно было только испытать, но нельзя выразить. Тогда у Кастанеды не было ни опыта, ни подготовки, чтобы это сделать.
[страница 2/7]