Эта тибетская техника, при помощи которой можно испытать внетелесный опыт. Подобные вещи лучше делать в комплексе упражнений, иначе эффект будет разовый и неустойчивый. Подробно про полную технику "естественного света" можно почитать в книге "Йога сновидений и практика естественного света"
"Если вы человек беспокойный, перед сном можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, чтобы уравновесить течение ветра (тиб. лунг - прим. перев.) и успокоиться. Затем сосредоточьтесь на белой тибетской букве "А" (см. рис.) в центре тела. Если вы предпочитаете латинскую букву "А", это тоже приемлемо. Важно, чтобы в вашем уме она соответствовала звуку "А", чтобы, видя эту букву, вы знали, как она звучит.
Если поначалу вам не удается сосредоточиться и увидеть это "А", возможно, дело в том, что вы не умеете его представлять. Попробуйте сделать так: напишите тибетскую или латинскую букву "А" на листе бумаги, поместите его перед собой и некоторое время пристально на него смотрите. Потом закройте глаза - "А" сразу же появится перед вашим мысленным взором. Так вы получите более четкий образ.
Итак, постарайтесь сосредоточиться на этом белом "А". Или же представьте присутствие в себе белого "А" и сохраняйте это ощущение как можно дольше. Чтобы прочувствовать присутствие буквы более явственно, можно сделать такое упражнение. Представьте, что из центрального "А" возникает второе, а из второго - третье, пока не увидите поднимающуюся к макушке цепочку из "А". Затем представляйте, как эти "А" спускаются обратно. Можете повторить это много раз, если сразу не заснете. Очень полезно и важно представлять эту цепочку всякий раз, когда вам трудно ощутить присутствие "А", - это помогает повысить ясность.
Самое важное - засыпая, стараться сохранить присутствие этого "А". Поначалу оно должно быть четким и точным, а потом нужно расслабиться. "Расслабиться" не значит потерять ощущение "А" или забыть о нем. Сохраняя ощущение присутствия буквы, вы расслабляетесь и в этом состоянии засыпаете.
Нужно стараться выполнять практику естественного света каждую ночь, точно так же, как днем нужно стараться постоянно быть в состоянии присутствия. В любое время, что бы вы ни делали, всегда есть возможность выполнять практику Дзогчена. Если же ночная практика Дзогчена для вас трудна, если вы больше привыкли выполнять практику сновидений в духе Тантры и у вас есть посвящение конкретного божества, то, возможно, вам стоит продолжать свою тантрийскую практику. Например, если вы делаете практику Ваджрайогини, то, засыпая, старайтесь представлять в центре тела совсем крошечную Ваджрайогини. Мы называем это крошечное существо джнянасаттва, что означает "проявление мудрости".